Как без нервов вернуть покупку в магазин – инструкция


Товарно-денежные отношения, регулируемые договором-офертой, — непростая даже для юристов часть гражданского права. Чего уж говорить о нас, простых смертных — мы часто сталкиваемся с тем, что магазин не хочет принимать обратно не подошедшую или даже оказавшуюся некондиционной покупку.

Генеральный директор «Правокард» Станислав Каплан рассказал, как не позволить недобросовестным продавцам нарушить ваши права.

Как вернуть в магазин одежду

Непродовольственный товар можно вернуть, даже если он качественный, но по каким-то причинам не подходит вам (ст. 502 ГК РФ, ст. 25 закона «О защите прав потребителей»). При этом должен быть соблюден ряд условий:

  • с момента покупки не прошло 14 дней
  • им не пользовались
  • сохранены все бирки, ярлыки и чек (последнее необязательно, если есть свидетель покупки)

В обмене может быть отказано, если аналогичного товара нет в магазине.

Если одежда сразу порвалась, ее можно вернуть как некачественную в течение гарантийного срока (два года по закону о защите прав потребителей, если продавец или изготовитель не указали иное). При этом вы можете выбрать, получить за некачественный товар деньги, обменять его на другой или потребовать устранить недостатки (или сделать это самостоятельно с возмещением продавцом расходов на их устранение).

При возникновении коллизии магазин может направить товар на экспертизу для установления факта производственного брака. Спор может быть решен в судебном порядке. В этом случае вы вправе потребовать с продавца неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки возврата (п. 1 ст. 23 закона «О защите прав потребителей»), а также возмещения морального вреда.

Как вернуть обратно в магазин обувь

Качественную обувь можно вернуть при соблюдении вышеперечисленных условий, касающихся непродовольственной продукции.

Если обувь пришла в негодность в течение месяца (стандартный гарантийный срок, который устанавливают все магазины; однако если он не указан, то в соответствии с законом о правах потребителей составляет два года), то вы можете от нее отказаться и потребовать вернуть уплаченные деньги. При этом нет необходимости сохранять упаковку, достаточно чека.

Как вернуть в магазин технику

Исправная техника возврату не подлежит, так как почти все товары этой категории относятся к технически сложным. Их перечень определен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924, в него входят компьютеры, цифровые фото- и видеокамеры, телевизоры, холодильники, стиральные и посудомоечные машины и другие приборы.

В случае обнаружения недостатков при эксплуатации приобретенного устройства у вас есть 15 дней с момента покупки, чтобы его заменить (ст. 503 ГК РФ и ст. 18 закона «О защите прав потребителей»). Упаковка для этого не нужна, для возврата хватит документов, подтверждающих покупку.

Возврат или обмен возможен и по прошествии большего времени, если:

  1. продавец нарушил сроки ремонта некачественного товара (по закону этот срок составляет 45 дней и продлевается на время его проведения);
  2. покупку невозможно использовать более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока — проще говоря, если приобретенный прибор постоянно ломается и большую часть времени простаивает;
  3. обнаружен существенный недостаток, не выявленный ранее.

Как вернуть продукты или хозяйственные товары

Согласно ст. 502 ГК РФ и ст. 25 закона «О защите прав потребителей», качественные продовольственные или хозяйственные товары возврату не подлежат.

Если же продукт испорчен, вы можете его вернуть. При этом лучше предоставить чек, хотя делать это вы не обязаны. Кстати, возвращая покупку, сделанную в «Пятерочке», вы можете получить двойную компенсацию — и аналогичный качественный товар, и ее полную стоимость. Это установлено правилами внутреннего распорядка торговой сети, о которых не любят распространяться сотрудники магазинов.

Товары, которые нельзя возвращать

Перечень непродовольственных товаров, не подлежащих возврату или обмену, регулируется Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. В него входят:

  1. Медицинские товары: лекарства, инструменты и приборы, средства гигиены полости рта, очки и линзы, предметы по уходу за детьми.
  2. Средства личной гигиены: зубные щетки, расчески, заколки, парики и т. д.
  3. Парфюмерия и косметика.
  4. Товары, отпускаемые по метражу: ткани, кружево, тесьма, стройматериалы, например, линолеум.
  5. Белье, чулочно-носочные и другие трикотажные изделия.
  6. Посуда, столовые приборы и кухонная утварь.
  7. Товары бытовой химии, агрохимикаты.
  8. Мебельные гарнитуры и комплекты.
  9. Ювелирные изделия и изделия из драгоценных металлов и камней.
  10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
  11. Технически сложные бытовые товары: средства связи, вычислительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы и другие.
  12. Гражданское оружие и патроны.
  13. Животные и растения.
  14. Книги, брошюры, альбомы, атласы и другая полиграфическая продукция; издания на технических носителях информации – диски и т. п.

(По материалам сайта sravni.ru)